Огласительное слово

 

Слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго Огласительное слово в святой и светоносный день преславного и спасительного Воскресения Христа, Бога нашего, отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста
Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Кто благочестив и боголюбив, — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством.
Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Кто раб благоразумный, — тот пусть с радостно войдет в радость Господа своего (Мф. 25, 21).
Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий [1]. Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмет ныне динарий (Мф. 20, 13).
Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Кто работал с первого часа, — тот пусть получить сегодня должную плату.
Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Кто пришел после третьего часа, — пусть с благодарностью празднует.
Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. Кто успел придти после шестого часа, — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.
Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступить, нисколько не сомневаясь (ничего не боясь).
Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа;
И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь и расположение хвалит (Мф. 20, 1–10).
Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. богатые и бедные ликуйте друг с другом;
Воздержницы и ленивии, день почтите. воздержные и нерадивые почтите этот день;
Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне.
Трапеза исполнена, насладитеся вси. Трапеза обильна, —насыщайтесь все;
Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. телец велик, — никто пусть не уходить голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости.
Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство.
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение.
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть, угаси ю, Иже от нея держимый, плени ада, Сошедый во ад! Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад;
Огорчи его вкусивша плоти Его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле: огорчися, ибо упразднися: огорчися, ибо поруган бысть: огорчися, ибо умертвися: огорчися, ибо низложися: огорчися, ибо связася. огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, — говорить он, — огорчися, срет тя доле» (Ис. 14, 9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан.
Прият тело, и Богу приразися: прият землю, и срете небо: прият еже видяше, и впаде во еже не видяше. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.
Где твое, смерте, жало? «Где ти, смерте, жало?
Где твоя, аде, победа? Где, ти, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55).
Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскрес Христос, — и ты низложился;
Воскресе Христос, и падоша демони. воскрес Христос, — и пали бесы;
Воскресе Христос, и радуются Ангели. воскрес Христос, — и радуются ангелы;
Воскресе Христос, и жизнь жительствует. воскрес Христос, — и водворяется жизнь;
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе.
Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20).
Тому слава и держава во веки веков. Аминь. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
[1] Серебрянная монета, составлявшая обычную поденную плату работникам во времена земной жизни Господа Иисуса Христа (Мф. 20, 20).  Текст «Слова Огласительного во Святый и Светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения иже во Святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоустого» приводится по изданию: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Книга 1.— Пг., 1916.— С. 38–39.